Morgan Stanley Bank выдал английской структуре Astrakhan Oil кредит $73 млн в 2012 году. Вернуть деньги он не смог ни через должника, ни через российских гарантов. Суды применили английские шестилетние сроки давности, но и в них он не уложился, что подтвердила экономколлегия.
Morgan Stanley Bank International Limited и Astrakhan Oil в конце 2012 года заключили кредитные договоры на $43 млн и $30 млн. Полученную сумму в размере $73 млн заемщик обязался вернуть до 30 ноября 2015-го. Гарантами по кредиту выступали несколько компаний, в том числе «НК Энергия». Деньги так и не выплатили. Тогда банк обратился с иском к гаранту, чтобы взыскать долг уже с него. А затем и с заявлением о банкротстве фирмы (дело № А06-7823/2021).
В суде «НК Энергия» ссылалась на ничтожность обеспечительной сделки: она противоречит законодательству в сфере иностранных инвестиций. Кроме того, ответчик заявил о пропуске банком исковой давности по требованию о признании должника банкротом.
Суд отказал в удовлетворении иска и прекратил производство по делу о банкротстве. Он подтвердил и истечение сроков давности, и ничтожность сделки, так как она противоречит указу президента № 520 (о спецмерах в энергетической сфере в связи с недружественными действиями иностранных государств) и закону «О порядке осуществления иностранных инвестиций».
Санкции Суд отказал в признании решения Сингапурского арбитража
Апелляция утвердила выводы первой инстанции. Она отклонила доводы банка о том, что изначальный заемщик Astrakhan Oil — английская фирма, а значит, в его отношении применимо право Великобритании, по которому срок исковой давности составляет шесть лет (причем не с момента просрочки, а с момента направления претензии в 2017-м). Апелляция признала, что норма применима, но порядок исчисления все же посчитала по российскому законодательству — с момента возникновения права требования. К таким же выводам пришла кассационная инстанция.
Тогда истец решил подать жалобу в Верховный суд. Последний тоже не поддержал его доводы. Судья экономколлегии Ирина Букина отказала в передаче дела о привлечении гаранта «НК Энергия» к ответственности по долгам перед банком. «Доводы кассационной жалобы не подтверждают наличие оснований» — следует из карточки дела.