Граждане обращаются за защитой в Суд ЕАЭС, но там им вынуждены отказывать. А у бизнеса возникают трудности с дальнейшим исполнением решений. Об этих и других проблемах рассказала судья Суда ЕАЭС Наталья Павлова на XXVII Петербургском международном экономическом форуме.
Суд Евразийского экономического союза, который рассматривает споры с участием государств-членов и представителей бизнеса, может и должен рассматривать заявления граждан. Об этом заявила судья Суда ЕАЭС Наталья Павлова на ПМЭФ.
«Мы создали каркас, дом построен. Нужно теперь зацементировать эти швы, чтобы наладить уют в этом доме. И это прежде всего права физлиц. Они сегодня не могут защищать свои права в Суде ЕАЭС», — цитирует Павлову Российское агентство правовой и судебной информации. При этом, по ее словам, граждане предпринимают такие попытки. Но суд вынужден им отказывать, хотя они тоже участники этих правоотношений.
Следующая проблема, которую назвала Павлова: иногда в Суд ЕАЭС обращаются слишком поздно. «Права действительно были нарушены, причинены убытки, но модели возмещения убытков нет», — констатирует судья. Более того, нет и преюдициальной модели, когда сторона вправе сначала обратиться в Суд ЕАЭС за толкованием права ЕАЭС, чтобы потом на основании этой модели национальные суды смогли защитить ее права.
Павлова обратила внимание и на проблему исполнения решений суда, которая стоит перед Евразийской экономической комиссией. «Комиссия сталкивается с тем, что вынуждена обеспечивать эффективное исполнение этих решений, но механизма эффективного нет», — резюмировала судья Суда ЕАЭС (цитата по ТАСС).
Судьи Судья ВС вошла в состав Суда ЕАЭС
В завершение выступления спикер признала: «Пока не получилось перебросить мостик в национальную юрисдикцию, в том числе в судебную юрисдикцию». Так, выигравшие в Суде ЕАЭС представители бизнеса не могут эффективно изменить национальное судебное решение на основе правовой позиции этого суда и, соответственно, защитить свои права. «Мы еще не прописали в национальном законодательстве модель того, как наше наднациональное право влияет на национальный правопорядок, то есть какие последствия, — объясняет Павлова. — Это новые обстоятельства? Тогда суд их должен оценить и применить в этом деле. Например, как это было с решениями ЕСПЧ». И над этим еще предстоит задуматься, заключила судья.