В чём внутренняя сила народа?

26 Июля 2014
Мы работали у острова Южная Георгия. После радиосовещания командиров судов я задержался в радиорубке. Начальник корабельной станции Виктор Радьков, установив аппаратуру в режим автопоиска, пригласил меня на чашечку кофе. Надо сказать, что в нем мы знали толк, но я никак не мог предположить, что компанию нам составит непонятно откуда взявшаяся на антарктических широтах башкирская народная песня «Хандугас». На глаза навернулись слезы, и перед моим взором тут же пронеслись и родные просторы, и лица близких мне людей. Работать в этот день я уже не мог, поэтому доверил судно старшему помощнику, а сам вместе с земляками - политруком и судовым доктором - отправился к себе в каюту. Один из них замечательно исполнял на баяне башкирские мелодии. Этого оказалось достаточно, чтобы мысли мои вновь вернулись на малую Родину… Чего только не перенес мой народ в своей многотрудной, но яркой судьбе? Как сумел преодолеть все то, что уготовила ему ее величество История с весьма успешными попытками навязать несвойственные ему качества? В этом смысле очень сложно отношусь к событиям XVIII-XIX веков, когда кантонная система развратила «верхушку» национальной аристократии, а многолетняя служба в составе казачьего войска мужского большинства вырвала его из привычного уклада жизни. Начало капитализации государства Российского привело к потере исконных земель. Концессионеры, пришедшие в Башкирию добывать золото и медь, также не учитывали интересов коренного населения. Так бы и умер способный к труду и самообеспечению народ в нищете и голоде, если бы Россия в начале ХХ века не ввязалась в войны и революции. Башкиры в связи с этим получили время на передышку и осмысление происходящего. По истечении многих лет, повзрослев, многое увидев, узнав, прочувствовав, понял, в чем сила моего народа. Она в мощи его духа и культурно-историческом наследии. Были у нас свои города и ремесленные центры. И всегда мы доказывали свое право на существование, воюя с монголами, хазарами, булгарами, калмыками, киргизами… Непрекращающийся передел собственности, когда всякий раз захватывалось и разрушалось то, что было давно отстроено или восстановлено, способствовал формированию нового образа жизни. Заключался же он в том, чтобы не хотеть большего, чем может уместиться в юрте. По одежке протягивать ножки - не эта ли сермяжная правда жизни может спасти и современное общество, которое позволяет затянуть себя в сети финансовых учреждений, обещающих быстрое исполнение мечты. Какой должна быть мечта? На навороченных колесах и в модном дорогом интерьере? Нет! Она должна вырасти из счастливого (не обязательно богатого) детства, быть взлелеянной мудрой бабушкой и стремиться туда, где можно получить новые знания о мире. Только знания могут помочь заглянуть в глубь истории, заложить основы будущего и оценить настоящее. Если бы не мое стремление познавать мир, я был бы намного необразованнее своей бабушки Каримы, которая в глухой башкирской деревушке читала на фарси и знала арабский. Когда человеческую матрицу любого народа составляют и такие бабушки тоже, он, безусловно, добивается уважения.
Марсель Равилов, д.Каримово.
Номер газеты:  №87 (от 26.07.2014)
Короткая ссылка на новость: http://uchalinka.ru/~TQqW5