Просто сильно любить!

Просто сильно  любить!
31 Марта 2017
Число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата и т. д. - растет из года в год.
Замечу, что мой интерес к этой проблеме имеет свои корни. И в дошкольном возрасте, и в начальной школе сверстники меня иногда обзывали «очкастой» и «косой». То ли еще была маленькая и не могла дать отпор обидчикам, то ли оскорбления глубоко не трогали, но до определенного возраста я остро не чувствовала своего отличия от сверстников. Но вот в четвертом классе (а училась я в обычной школе, как теперь сказали бы в условиях стихийной интеграции) слова подростка, который был старше на несколько лет, задели меня, что называется, «за живое».
В руках у меня на тот момент оказалась большая палка, которой я и решила попугать обидчика. Размахнулась, не зная еще в ту пору, что люди с монокулярным зрением (те, у которых в акте зрения задействован преимущественно один глаз) неправильно оценивают расстояние до объектов, и попала мальчику по рту. В результате выбила обидчику четыре зуба. Скандал его мама устроила грандиозный! Моих родителей вызвали в школу. Потом у меня с мамой состоялся серьезный разговор.
- Ты почему мальчику выбила зубы? - строго спросила она меня.
- Я нечаянно. Хотела только напугать его.
- А зачем его надо было пугать?
- А пусть не обзывается!
- Ты за правду выбила ему зубы. Ты носишь очки. Людей в очках грубияны называют «очкастыми». Ты будешь носить очки до тех пор, пока еще хоть что-то видишь. Что лучше: совсем не видеть или носить очки?
- Лучше быть очкариком.
- Тебе очки помогают лучше видеть, значит, ты должна их носить с любовью.
- А он еще назвал меня «косой»! - продолжала я оправдывать свой поступок.
- Ты за правду выбила ему зубы. У тебя косоглазие, а тот, кто плохо воспитан, называет людей с косоглазием «косыми».
- Он еще сказал, что я мартышка.
- Для меня ты самая красивая! Мало ли кому ты кем покажешься. Что же, ты всем будешь зубы выбивать? Найдутся люди и сильнее тебя. И тебя ударят. А как ты думаешь, почему мальчик тебя начал обзывать?
- Не знаю.
- Я думаю, что ты сказала ему что-то такое, на что он не смог найти достойный ответ. А когда людям нечего сказать, то они, как правило, начинают просто грубить. Теперь слушай меня внимательно и постарайся понять то, что я тебе объясню! Раз мальчик не смог тебе ответить, значит, ты умнее его. Вот теперь представь. У мамы с папой был просто неумный мальчик, который дразнит девчонок младше себя, а теперь он еще и беззубый. Ты представляешь, какое горе из-за тебя в семье?!
...В тот вечер я долго плакала, жалея родителей того мальчика. Когда успокоилась, мама строго продолжила:
- Когда тебя дразнят очкастой, не спорь, а говори: «Так точно. Дальше!» Тебе в ответ: «косая», а ты не возражай, а говори: «Так точно. Дальше!» Назовут мартышкой, а ты в ответ: «Может быть. А маме и себе нравлюсь». Когда поток слов глупца иссякнет, скажи ему с достоинством: «Зато я умная!» Не надо реагировать на глупых людей. Ты хорошо учишься, дома самая главная помощница. Этим можно гордиться. Если ты не будешь расстраиваться, то и обзывать тебя глупым людям будет неинтересно.
Пример получился длинный, но ведь многие родители ломают голову над тем, как помочь ребенку-инвалиду принять себя таким, какой он есть, и не страдать от детской жестокости. До 4-5 лет ребенок вообще не понимает своего отличия от окружающих. Однако ко времени поступления в школу он постепенно начинает осознавать свой дефект и связывать с ним личный негативный или же отрицательный опыт общения со здоровыми детьми, а также неумение выполнить то, что другие могут сделать, не задумываясь.
Осознав свою «неполноценность», многие ребятишки начинают стесняться и часто доводят себя до крайней нервозности. Без целенаправленной помощи педагогов и психологов по формированию правильного отношения к своему дефекту к окончанию школы переживания по поводу неполноценности могут принять стойкий характер.
Неправильное отношение к своему дефекту в сочетании с негативными свойствами личности формируется, прежде всего, под влиянием семьи. Так, повышенная опека родителей, жалеющих ребенка-инвалида, воспитывает у него иждивенческие наклонности, эгоизм, повышенные требования к окружающим и заниженные - к себе. Последствиями гиперопеки станут безынициативность, отсутствие потребности в труде, изнеженность, избалованность.
Особенно пагубно сказывается на формировании личности ребенка-инвалида сочетание гиперопеки с постоянным поощрением отдельных успехов. Например, ребенка превозносят за знание большого количества стихов и не замечают его неумение и нежелание научиться самостоятельно одеваться. Такое воспитание приводит к необоснованно завышенной самооценке, что так же опасно, как и занижение потенциальных возможностей.
У детей, которых из-за боязни травм родители ограничивают во всех видах деятельности, жестко подавляя всякую инициативу, появляются страх передвижения, нежелание учиться, выполнять практические действия, например, самостоятельно заправлять постель, разогревать себе еду, погладить одежду, пришить пуговицу и т. д. В случаях, когда родители стесняются дефекта ребенка, у него формируются замкнутость, зависть, неуверенность в себе.
Игнорирование дефекта также имеет отрицательные последствия, так как непонимание трудностей ребенка, предъявление к нему требований, не соответствующих его возможностям, приводят к формированию упрямства, нервным расстройствам, подавленности в отношениях с окружающими людьми.
Венера Денискина,
кандидат педагогических наук.

Кстати
При правильном отношении к ребенку-инвалиду, когда требования к нему сочетаются с поощрением его успехов, постепенным усложнением обязанностей по дому, ребенок будет стараться преодолевать трудности, упорным трудом достигая намеченных целей. Подтверждением служат успехи, достигнутые многими известными людьми - инвалидами в различных сферах производства, науки, культуры и т. д.
Номер газеты:№ 25 (31.03.2017)
Короткая ссылка на новость: http://uchalinka.ru/~4u2US