Возраст строптивости

Возраст строптивости
4 Августа 2014
Наши дети в определенном возрасте неожиданно становятся совершенно неузнаваемыми - очень капризными и даже нервными. И никакие аргументы, призывы к здравому смыслу должного воздействия на них не возымеют.
Это и есть самый что ни на есть настоящий кризис, неизбежный в любом развитии, который сводится не только к накоплению незаметных изменений, а включает в себя  и резкие перемены. Почему же мы придаем такое значение этому явлению? Не сгущаем ли краски? Жизненный путь каждого человека характеризуется определенными этапами   с  различным  психологическим «наполнением». А наступление кризиса - признак того, что пришла пора  делать акценты на каких-то других приоритетах. Если нет проявлений кризиса, значит, на предыдущих этапах не были освоены важные формы деятельности, не развиты в полной мере определенные психологические качества.
Не будь кризисов - не было бы и самого развития. Они неизбежны, но не следует думать, что они всегда сопровождаются негативизмом. Сроки их наступления, длительность и глубина зависят не только от особенностей ребенка, но и поведения взрослых. Попробуйте изменить стиль общения, предоставьте маленькой личности больше самостоятельности, и тогда все постепенно образуется. Кризис пойдет только на пользу маленькому человечку, не оставляя в его душе болезненных рубцов.
Психологи выделяют четыре критические точки в детском развитии: 1 и 3 года, 6-7 и 13-16 лет. Каковы же их особенности?  Кризис первого года жизни связан с тремя моментами: началом ходьбы, становлением речи и первыми актами протеста. Ребенок начинает противопоставлять себя другим, поскольку именно в этом возрасте у него происходит выделение собственного «Я» в окружающем мире. С началом кризиса третьего года жизни родители начинают сталкиваться с тем, что ребенок отказывается делать что-нибудь только потому, что это исходит от взрослых. Еще одна из черт этого возраста - упрямство. Малыш настаивает на чем-то не потому, что сильно хочется, а потому, что он этого потребовал. И, наконец, ярко проявляется стремление к самостоятельности. Ребенок хочет все делать сам! До наступления кризиса, к примеру, он был ласковым и послушным... И вдруг превратился в строптивое существо, которое активно сопротивляется попыткам вмешательства в его жизнь. Этот критический возраст иногда называют «возрастом строптивости».
Кризис 6-7 лет начинается с того, что исчезает непосредственность. Ребенок начинает манерничать, капризничать. В поведении появляется что-то нарочитое, вертлявость и паясничанье. Он начинает понимать, что значит «я радуюсь»,  «я огорчен», «я сердит», «я добрый». Его переживания приобретают смысл, продолжается активное осмысление окружающего мира и своего места в нем.
И, наконец, примерно с 13 лет, а по последним данным с 9-11 лет начинается кризис подросткового возраста. Происходят глубокие изменения в физиологии, интеллекте, в качестве отношений со взрослыми и сверстниками. Это переход от детства к взрослости самый трудный из всех кризисов. Главное его содержание - самопознание, самовыражение и самоутверждение. Именно в это время у подростка усиливается стремление быть взрослым, но родители продолжают все еще видеть в нем ребенка, что очень часто приводит к семейным конфликтам. Подросток утверждает себя в новой роли, агрессивно реагируя на окружающих и опеку с их стороны.
Итак, кризисы необходимы и неизбежны. Путь от одного возрастного этапа к другому лежит через кризис. И именно он является толчком в развитии новых качеств.
Клара ДАВЛЕТШИНА.
психолог.
Номер газеты:  №89 (от 02.08.2014)
Короткая ссылка на новость: http://uchalinka.ru/~DJRjT