Золотые традиции Поляковки

Золотые традиции Поляковки
29 Июля 2013
Преподаватель истории и обществознания Наиля Сулейманова утверждает, что модным нынче словом толерантность можно охарактеризовать атмосферу взаимоотношений, испокон веков существовавшей в Поляковке. 
С пожелтевших фотографий школьного музея смотрят на нас красивые русские и башкирские лица. Все без исключения значительные и одухотворенные - независимо от разреза глаз и оттенка кожи. То же самое можно сказать о детях и родителях, запечатленных в начале прошлого века во дворе школы. И те, и другие приходили сюда по одной и той же причине, но в разное время. Дети - днем учиться Родители - вечером бороться с собственной безграмотностью. Даже традиционные ремесла развивались здесь по-особенному: русская Поляковка ходила в башкирское Балбуково за глиной. По утверждению Сулеймановой, гончарный круг не был для местных жителей редкостью. На нем изготавливали они горшки разных размеров: низкие и высокие, пузатые и стройные, с широким «горлышком» и тонкой «шеей». 
Творческой  фантазии поляковских жителей не перестает удивляться и заведующая сельской библиотекой Ирина Крысина. Приспособив одну из комнатушек под музей, она собрала здесь все, что может рассказать о характерах и обычаях некогда знаменитого  и шумного населенного пункта. В местное народное творчество Ирина влюблена по собственному желанию и является преданной поклонницей кропотливого труда мастериц далекой поры.
- Не знаю даже, как правильно назвать их, - размышляет экскурсовод, - вышивальщицами, ткачихами или кружевницами. Похоже, каждая семья, которая была перевезена сюда из разных губерний России в качестве дешевой рабочей силы на медные и золотые рудники, привезла с собой и традиции рукоделия.
Шаль из хлопчатобумажных нитей, напоминающая нежную рыболовную сеть, украшена «вбитыми» в нее особенным способом ярко-красными розами. Они вышиты обычной деревенской пряжей из овечьей шерсти. «Такой техники я нигде в районе не встречала, а в Поляковке она чуть ли не в каждом доме присутствовала», - поясняет моя собеседница, показывая традиционные накидушки, рушники и задергушки - белоснежные занавески, на которые гладью или крестиком нанесены красивые цветочные узоры.
Умели здесь по строгому льняному полотну строчить «Зингером» всевозможные узоры и делали это не то от тяжести трудовой жизни, не то по причине большого достатка. Как-никак охочие до красоты поляковские женщины состояли в супружеском браке с золотоискателями и золотодобытчиками. Отсюда и желание обставить дома, выросшие на каменных фундаментах, мебелью. Зеркала, комоды, этажерки также изготавливали местные мастеровые, чье умение дожило до   60-х годов прошлого века. 
Образовалась же деревня в качестве рудничного поселения Миасского завода, поэтому здесь во все времена появлялись фартовые личности, которые умели распорядиться найденным или купленным золотишком. Купца Поносова здесь вспоминают до сих пор. Торговавший крестами серебряными, пуговицами бешметными, гребнями роговыми и шляпами белыми, говорят, он тайно занимался скупкой золота. Что и позволяло ему каждую зиму выезжать в московское светское общество, чтобы познакомиться с театральной премьерой. Так, в 1900-ом он посмотрел «Девичий переполох». 
Ирина Крысина планирует объявить очередной сбор исторических реликвий. Думает, что будет чему удивиться. Нашли же мальчишки на чердаке заброшенного дома проржавевший образ двуглавого орла, да и предания старины далекой еще не ушли из памяти. В Поляковке многие помнят Любочку-дурочку. Необыкновенной красоты девушку, вышедшую замуж за немецкого фабриканта. Она часто жила за границей и в родном селе держала богатый дом. Идеи справедливости и всеобщего равенства, лишив ее всех радостей жизни, превратили в старушку, доживавшую свой век в разбитой хибаре… О ней старшие часто рассказывают молодым, словно напоминая о том, что человек бывает бессилен перед судьбой и историей. История же, как никто другой, умеет перетасовывать факты. Заглянешь в сельский музей, удивишься  цветастым задергушкам, белоснежным скатеркам и подумаешь: «Не знала Поляковка горя. Прожила свой век в чистоте и святости, да состарилась только».
Мавлия Рахимова.
Номер газеты:  №116-117 (от 27.07.2013)
Короткая ссылка на новость: http://uchalinka.ru/~bQzpt