Княжна и сын крестьянский

Княжна и сын крестьянский
20 Июня 2013
Филипп Диомидович Нефедов - еще один археолог и этнограф российского масштаба, с интересом изучавший в свое время историю края башкирского.
Его авторству принадлежит первое произведение, посвященное народному герою, которое называется «Салават, башкирский батыр». Однако это не единственная работа Нефедова, занимавшегося этнографическими исследованиями территорий, расположенных вдоль Волги, ее притоков и предгорий Урала.
Побывав в Старобайрамгулово, он записал известную среди местного населения легенду. Связана легенда с почтенным отношением башкир к Ауштау, однако она отличается от той, которая привлекает тысячи паломников к источнику Аулия, озеру и вершине с одним и тем же названием - Ауш.
Нефедовская версия рассказывает о прекрасной дочери Арало-Табынского князя по имени Нада, которая никому не могла открыть своего сердца, поскольку мечтала полюбить такого джигита, чей подвиг передавался бы из поколения в поколение и из рода в род. Не менее красивый и статный юноша из бедного бурзянского рода по имени Галиахмет готов был совершить ради нее героический поступок, а Нада предоставила ему возможность прославить себя. Тем более что на призыв изгнать злого духа с вершины Ауштау откликнулся только он. «Кто поднимется на Шайтан-гору, разрушит царство злого духа, тот и назовет меня своей женой», - бросила клич Нада во время сабантуя. Со словами: «Я иду, княжна» Галиахмет начал сложное восхождение. Преодолевая трудности, он шел к вершине, от которой веяло ледяным дыханием. Когда она засияла в лучах солнца и заискрилась так, что ее было видно за много километров, люди поняли, что злой дух повержен, однако он успел сделать так, что юноша отвел глаза от узкой тропинки и разбился, так и не успев вернуться к своей возлюбленной. Нада от отчаяния и глубокой тоски стала постепенно угасать, потом совсем обессилив, попросила родителей поднять ее на гору. Там девушка обратилась к юноше с просьбой забрать ее к себе…
Нефедов не просто записал легенду, но и поднялся на  Ауштау, где на самом деле обнаружил могилу мужчины, за которой жители местной деревни бережно и регулярно ухаживали. Придерживаясь этой версии, он отмечал, что существует еще одна, но лично ему была более близка и понятна первая. Мы же в наше время больше верим второй, не подозревая о любви бедного юноши к богатой девушке, которая, ожидая от возлюбленного слишком многого, тем самым лишила его и себя возможности простого счастья. Самое обидное - о подвиге, совершенном юношей во славу девушки, сегодня мало кто помнит. Из рода в род и из поколения в поколение передается совсем другая легенда.
Мавлия Рахимова.
Номер газеты:  №91-92 (от 20.06.2013)
Короткая ссылка на новость: http://uchalinka.ru/~aga0w