Строить счастье на своей земле

Строить счастье на своей земле
16 Апреля 2014
Эпос «Урал-батыр» на мировом уровне признан памятником устного поэтического творчества. 
Между тем современники очень мало знают об эпическом сказании, созданном гением и талантом народа в далеком прошлом. О том, каким образом территория действия эпоса связана с Учалинским районом, рассказывает руководитель общества краеведов Фанур Шагиев.
- Многие годы эпос изучали филологи, историки, археологи, этнографы, и нельзя сказать, что они получили полную информацию, заложенную в сказании. Знаю, что авторитетнейшие ученые часто говорят о том, как им хочется взяться за эпос и, не отвлекаясь ни на какую другую работу, разобрать его «по косточкам - по буковкам».
- Вам чем интересен «Урал-батыр»?
- Всем. Он, как вода из живого источника, которой невозможно напиться. На свое счастье, я читаю его на башкирском языке и на генетическом уровне ощущаю красоту образов, языка, интонаций, рифмы, всех тех нюансов и деталей, которые дают основание называть эпос бесценным памятником устного поэтического творчества, сумевшим к тому же передать самобытность мировоззрения башкир. По качеству воздействия на меня, мое настроение и самочувствие я бы сравнил его с творчеством гениального Александра Пушкина.
- Почему?
- Оба одинаково благотворно влияют на читателя. Когда испытываю душевный дискомфорт, беру в руки томик Пушкина, написанный на русском языке, или эпос, сохранивший красоту башкирского. Оба лаконичны, колоритны и обладают магической способностью уравновешивать внутреннее состояние.
- Как вы считаете, в чем причина такого воздействия?
- В том, что в обоих случаях к процессу появления литературных произведений приложили руку талантливейшие люди. В случае с эпосом «Урал-батыр» речь идет о народном творчестве, но его создавал не один человек, и каждый из них, на мой взгляд, был многогранно способным. Некогда у персов поэтом считался тот, кто знал наизусть около 50000 строк других авторов, помнил собственные произведения, умел играть на нескольких музыкальных инструментах и исполнять поэтические строки под музыкальное сопровождение. Благодаря тому, что сначала в создании, потом в сохранении древнего произведения участвовали по-настоящему талантливые личности, эпос и дожил до наших дней.
- Нужно ли пропагандировать его и с какой целью?
- Проект, который на протяжении нескольких лет и нескольких этапов предполагают реализовать в районе, имеет многоцелевое значение. Во-первых, его организаторы хотят «привязать» эпос «Урал-батыр» к конкретным точкам на карте, упоминаемым в произведении. Во-вторых, открыть глаза на богатейшее духовное наследие, заложенное в нем. 
- Объясните, пожалуйста, свою точку зрения.
- Сейчас много говорят о том, что необходимо правильно готовить детей к взрослой жизни. Но как это сделать, если на тех же уроках литературы уменьшили количество времени, которое раньше отводилось проводнику философии русского народа Льву Толстому? Его место, а также других писателей, поэтов, наследия русского народного творчества, заняли «шрэки», «гоблины» и вампиры с оборотнями. С этим чужим багажом в «поношенной одежде с чужого плеча» мы и предлагаем нашим детям идти по жизни. Нам же нужна другая идеология, и в эпосе «Урал-батыр» она нашла прекрасное подтверждение: «Человек должен строить счастье своими руками и на своей земле». 
- Вы говорили и о конкретных географических достопримечательностях, которые связывают эпос с Учалинским районом.
- На севере района есть две небольшие речушки (протяженность каждой из них не достигает даже двух километров) - это Янбирде и Янбика, названные именами родителей Урал-батыра. Гора Иремель (привольная), у подножия которой разворачивается часть событий, имеет непосредственное отношение к нам. Ямантау (плохая, злая) расположена в соседях. На месте, где Идель (сын Урала) рассек гору, образовалось ущелье Кыркты, а река, что «красиво, с журчанием потекла», стала называться светлой, то есть Агидель (Белая). Ее воды, как говорится в эпосе, навсегда смыли грустные мысли народа.
- Какие основные факты, связанные с эпосом, должны знать учалинцы?
- Интересные данные приводят ученые в связи с его возрастом. Одни говорят, что ему… четыре тысячи лет, другие - две. Но каждый, кто внимательно прочитает эпос, поймет, что события, происходящие в нем, относятся к каменному, бронзовому и железному векам. Героические подвиги Урал-батыр совершает в дальних странах, где благополучие властителей построено на страданиях, горьких слезах беззащитных. Родная земля, которую он окропил живой водой, со временем превратилась в благодатный край. Еще один факт, который мне кажется интересным, заключается в том, что сказочный (прозаический) вариант эпоса был записан в 1956 году со слов жителя Имангулово Исмагила Рахматуллина.
Мавлия Рахимова.
Номер газеты:  №57-58 (от 16.04.2014)
Короткая ссылка на новость: http://uchalinka.ru/~97hVD