Такая вот карта, литературная

Такая вот карта, литературная
2 Апреля 2013
Проект «Земляки», пробудивший в нас «чувства добрые», подтвердил известные истины.
Учалинский край богат талантами - талантами разными, редкими, неповторимыми, «распределившимися» по территории района по неведомым (или ведомым) нам законам. Может быть, в этом «виноват» арабский миссионер, благословивший в стародавние времена жителей Мулдакаево на счастливые звездные судьбы, но именно отсюда родом популярный Вильдан Яруллин. Флюра Кильдиярова, родившаяся в Ильчигулово, также считается мулдакаевской. Айгуль Сагынбаева, несмотря на молодость, уже являющаяся признанной исполнительницей башкирских народных песен, наверное, тоже запела совсем не случайно.
Магия места рождения имеет значение. Подтверждением этого предположения может служить и литературная карта района, составленная центральной библиотекой. Заместитель руководителя Лариса Сулейманова перелопатила в свое время большое количество литературы, добывая информацию о том, в какое время и в каких населенных пунктах рождались учалинцы, способные к творчеству. «В шестнадцатом веке, - рассказывает Лариса Галияновна, - их талант носил многогранный характер. Например, Кубагуш-сэсэн, обосновавшийся в Наурузово, был батыром, умевшим слагать поэтические строки. В XVII веке такими же способностями удивлял округу его правнук Карас-сэсэн, причем с врагом он воевал не только с помощью оружия, но и рифмованного слога. И Пешего Махмута запомнили как поэта-импровизатора, чья способность сочинять сочеталась с умением глубоко мыслить. Их последователи, наши современники в том числе, оказались более способными к прозе. Ургуновец Мухамет Хайдаров, уразовец Газим Аллаяров известны в республике. Опять же уразовский Анатолий Генатулин добился общесоюзной славы, к которой он, впрочем, не стремился, однако талант, умение облачать мысли в слова все-таки дали о себе знать. Писателем и поэтом, получившим от родины и народа в наследство способность к башкирской поэтической импровизации, является Маулит Ямалетдинов. Ведущий библиограф Альфия Надыршина «распределение» по району певчих, поэтических и писательских талантов сравнивает с размещением природных ресурсов: где-то россыпью, где-то массивными залежами. Как бы то ни было, нет мест с пустой породой - везде обязательно имеется свой самородок. В Сафарово таким считается Сабит Суфиянов, репрессированный Сталиным за то, что в стихах и прозе высказывал отношение к происходящему.
Литературная карта, признанная лучшей в республике, не ограничилась обозначением мест рождения выдающихся личностей. Она отметила и те точки на территории района, куда заезжали фигуры российского масштаба. Так, Василий Жуковский, сопровождая наследника престола в его поездке по России, в 1837 году останавливался недалеко от Галиахмерово. Природа края вдохновила его, но спрятала от его взора истинное положение местного населения. Он обратил внимание на одного башкира, игравшего на курае, и другого, богатого, имевшего трех жен. Дмитрий Мамин-Сибиряк останавливался в Балбуково. «Из Балбука мы выехали ранним утром, чтобы поохотиться в предгорьях Южного Урала, - пишет он. - Известно, что восточный склон Урала идет крутым обрывом, точно обвалившаяся стена какой-то гигантской постройки». Знал Мамин-Сибиряк и о главной точке горного края - горе Иремель, выявил он и причину нечеловеческой печали, исходившей от башкирских народных песен. Его рассказ «Байгуш», опубликованный в 1906 году, стал своеобразным отчетом о том, что он увидел в наших краях. «Мустай Карим, навещавший в 50-60 годы Учалинский район, а именно Ургуново, - продолжает Надыршина, - был благодарен за то, что здесь его поддержали в трудные минуты жизни, помогли встать на ноги». В качестве литературного впечатления от знакомства с жителями деревни он написал рассказ «Абубакир». Его героем является божий человек, юродивый, с которым подружился Мустай Карим. Однажды привез ему в подарок «пару желтых туфель, синие брюки в мелкую полоску, коричневую сатиновую рубашку», но оказалось, что его друг погиб, спасая детей из пожара. С тех пор никто не писал про озеро Ургун с таким восторгом: «Брал я в руки карандаш: чудную ту красоту, его завораживающую силу пытался описать - не смог, дара, видно, не хватило. То величественное зрелище можно только видеть, слушать, чувствовать». Эта фраза применима ко всему лучшему и прекрасному, что когда-либо создавалось в нашем краю независимо от авторства: будь то природа или Богом данный талант.
Рамиля Баимова.
Короткая ссылка на новость: http://uchalinka.ru/~WaSiF