И две мелодии в одну слились

И две мелодии в одну слились
22 Января 2014
Учалинец Маулит Ямалетдинов признан автором года по версии журнала «Ватандаш». Его первая работа называется «Ишмухамет-сэсэн».
Автор считает, что, имея отношение к территории Башкирского Зауралья, которое издревле подпитывало культуру башкирского народа самобытными жемчужинами народного творчества, он не мог не обратить внимания на судьбу двух башкир. Оба были богато одарены поэтическим и музыкальным даром одновременно, владели искусством вести разговор в рифму и под музыку, устраивая (один в XVI  веке, другой в XVIII) подобие популярных в афроамериканской среде батлов. 
Кубагуш-сэсэн, жизнь которого описана Ямалетдиновым в произведении «Круг», имеет непосредственное отношение к нашему району. Ишмухамет-сэсэн родился в Абзелиловском, но в наши края наведывался часто. Например, когда по просьбе кантонного начальника и войскового старшины Мухаметжана Бузыкаева сложил о нем песню, известную под названием «Бузыкай-кантон». Знаменит Ишмухамет-сэсэн и тем, что участвовал в военных походах оренбургского генерала-губернатора Василия Перовского. Он с целью укрепления господства государства Российского в Средней Азии ходил в неоднократные Хивинские и Кокандские походы. В связи с этим существует легенда о том, что среди воинов Перовского было двадцать башкирских музыкантов. Они, участвуя во взятии очередной крепости, по дороге к ней играли на курае. Звучание странного инструмента произвело на ее защитников настолько сильное впечатление, что они отдали русским крепость без боя. После чего началось такое веселье, что еще один не менее знаменитый сэсэн Махмут сочинил наигрыш, известный сегодня как марш Перовского. 
Этот марш, в свою очередь, стал настолько популярным, что немецкий композитор Карл Шуберт использовал башкирскую мелодию в музыкальном произведении «Мое путешествие в киргизские степи». Ее впоследствии исполнил струнный квартет Шуберта.
Сегодня, слушая европейцев и башкир по отдельности, мало кто предполагает, какими неисповедимыми путями происходило «скрещивание» разных культур и чем завершались эти творческие встречи. Благо, что писательское любопытство помогает нам возвращаться в прошлое и находить в нем то, что до сих пор способно вызывать в нас уважение и восхищение. Кстати, Ишмухамет-сэсэн передал в свое время эпос «Урал-батыр» Габиту Аргынбаеву, а Габит Аргынбаев в 1912 году Мухаметше Бурангулову, благодаря этому он дожил до наших дней.
Рамиля Баимова.
Номер газеты:  №9-10 (от 22.01.2014)
Короткая ссылка на новость: http://uchalinka.ru/~9flqX