Большинство сказало «да»!

Большинство сказало «да»!
19 Сентября 2017
Родители более 73 процентов школьников в нашей республике выбрали изучение башкирского языка как государственного

Министр образования Башкортостана Гульназ Шафикова ответила на вопросы агентства «Башинформ».

Родной язык обязателен
- Гульназ Радмиловна, почему башкирский государственный и башкирский родной - это не одно и то же? Расскажите, как организовывалось преподавание башкирского языка в школах до нынешнего учебного года?
- Изучение родного языка - это право, определенное Конституцией РФ. Если говорить про учебные планы, родной язык - предмет обязательный, входящий в инвариативную часть учебных планов образовательной программы. Его обязательно изучают в каждом классе, начиная с первого.
Преподавание в школах башкирского государственного языка обеспечивается Конституцией РБ. Это предмет по выбору. Он должен входить в часть учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений. До прошлого года учет мнений родителей у нас велся через коллегиальные органы. Изучение башкирского как государственного предлагалось детям и родителям со второго по девятый класс согласно закону РБ об образовании.

Какой предмет выбрать?
В этом году ситуация немного изменилась. 28 августа вышли поручения президента РФ Владимира Путина по итогам Совета по межнациональным отношениям. Теперь каждый родитель должен решить: какой язык он определяет для ребенка в качестве родного, а затем написать в школе заявление на его изучение.
Что касается башкирского государственного, то он в каждой образовательной организации предлагается по выбору. Подчеркиваю, он является обязательным для предложения, потому что это определено Конституцией РБ и законом «О языках Республики Башкортостан».
С 2011 года были введены федеральные государственные образовательные стандарты. Сейчас дети дошли до седьмого класса, все эти годы они вместе с родителями определяли предметы по выбору, решали на родительском собрании, какие предметы они выберут в качестве изучаемых. Однако до этого момента с родителей ежегодно заявления не собирались. Теперь мы ежегодно берем с родителей заявления на предметы по выбору.
- Напомните еще раз, какое поручение дал Владимир Путин на Совете по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле органам прокуратуры и руководителям региональных властей?
- Владимир Путин на Совете по межнациональным отношениям дал поручение главам регионов обеспечить обучение на языках и изучение родных и государственных языков на добровольной основе. Кроме того, генеральной прокуратуре РФ совместно с Рособрнадзором поручено проверить соблюдение в субъектах РФ положений законодательства, касающихся обеспечения прав граждан на добровольное изучение родного языка из числа языков народов России и государственных языков республик, находящихся в составе РФ.
Собственно, только в этом и есть особенность. На преподавание этих предметов никакого влияния не будет оказываться. Выбор предмета остается за родителями. Если по старым стандартам башкирский как государственный предлагался детям в рамках национального регионального компонента, то по новым стандартам такого нет. Есть только школьный. Родители сами должны определить, какие предметы они выбирают. В качестве одного из предметов им предлагается башкирский язык как государственный.
Принципиальных изменений нет. Появилось обязательное условие - добровольное письменное согласие родителей на изучение предмета по выбору.
- Какова позиция нашей республики в свете выполнения этого поручения президента страны?
- Республика поддерживает Владимира Путина в том, что и родные языки, и башкирский язык как государственный должны изучаться добровольно. Поэтому сейчас на родительских собраниях во всех школах с родителей собраны заявления о том, какие предметы они выбирают. И перечень составляет сама образовательная организация в пределах своих возможностей. Кстати, родители более 73 процентов школьников выбрали изучение башкирского языка как государственного. То есть сегодня все больше обучающихся в школах вне зависимости от национальности - башкиры, русские, татары, чуваши, марийцы, другие народы - изъявляют желание изучать башкирский язык как государственный.
Это очень серьезная цифра, которая говорит о том, что призыв главы нашей республики Рустэма Хамитова помочь башкирскому языку, выбирая обучение на добровольной основе, поддержан обществом. Это указывает и на то, что и родители, и дети дорожат взаимопроникновением культур, взаимоуважением как условием сохранения межнационального мира и согласия в республике.
Именно поэтому мы должны расширить возможности для изучения башкирского языка, модернизировать методику его преподавания. Нужно активнее работать с родительским сообществом, внедрять новые формы обучения - факультативы, кружки для желающих, электронные курсы, дистанционное образование.

Внедрение новых форм обучения
- Есть разные мнения по поводу добровольного изучения башкирского языка. Некоторые и вовсе считают, что это приведет к его уничтожению.
- Считаю, что это подмена понятий. Добровольное изучение - это как раз таки повышение мотивации в изучении того языка, который ты считаешь родным. То, что сегодня заявление можно писать ежегодно, расширяет возможности наших родителей. У нас есть многонациональные семьи. То есть в одном классе в качестве родного они могут выбрать русский, на следующий год - башкирский. Мне кажется, родители должны этим воспользоваться для того, чтобы дети стали более конкурентоспособными.
Добровольное изучение открывает новые горизонты и для башкирского языка как государственного. Это позволит уйти от порой формального подхода к предмету, совершенствовать методику его изучения, раскрыть творческий потенциал учителей, сделать уроки башкирского по-настоящему интересными для детей всех национальностей. К слову, на сегодняшний день только восемь процентов родителей отказались от изучения их детьми башкирского языка как государственного. Мы будем делать все для того, чтобы никто из 73 процентов выбравших язык не разочаровался. При этом полагаем, что те восемь процентов родителей, написавших отказ, может быть, еще передумают. Будем продолжать убеждать их, совершенствуя методику преподавания, вводя современные формы, делая уроки интересными.
- Министерство образования организовало «горячую линию» по изучению башкирского языка. С чем обращаются граждане?
- Наиболее часто задаваемый вопрос: «Какие предметы можно выбрать?» Или, например, говорят о том, что им предложили всего четыре предмета, а они хотели бы еще один. Что им делать дальше? Мы отсылаем их к ФЗ «Об образовании», где написано, что перечень предметов должен быть сформирован исходя из возможностей образовательной организации.
Многие просят разъяснить отличие в изучении башкирского как государственного и как родного. Кроме того, задают вопросы по выбору родного языка. Спрашивают, можно ли выбрать тот язык, который в семье не используется? Например, у ребенка в метрике написан один язык, а он хочет изучать совсем другой.

Гражданская позиция
- И как министерство реагирует на эти вопросы?
- Положительно. Это говорит о том, что у нас очень высока гражданская позиция родителей и детей. Они заинтересованы в изучении своих родных языков, одновременно понимая важность знания башкирского языка как государственного. Им не все равно, как они дальше будут жить. Поэтому то количество вопросов, которые мы получили во время «горячей линии» по изучению башкирского языка, нас только радует.
Люди пытаются перенаправить министерству и семейные вопросы. Например, если отец выбрал один язык, а мать - другой, как поступить образовательной организации? Мы говорим, что это индивидуальная ситуация для каждой семьи. Нужно приглашать их и находить консенсус.
Точно так же задают вопросы по наполняемости группы. Скажем, если в классе только три человека выбрали один язык, а остальные - другой. Мы отвечаем, что есть факультативные занятия, деления по параллельным классам, и нужно предлагать родителям разные подходы. Но выбор каждого родителя должен быть обеспечен в пределах возможностей образовательной организации.
Короткая ссылка на новость: http://uchalinka.ru/~PYyQy