Работать в школе очень интересно!

Работать в школе очень интересно!
12 Февраля 2014
В 2009 году третья школа приобрела статус лицея. С первого взгляда определить, в чем заключается принципиальное отличие обучения в лицее от получения знаний в школе, практически невозможно... 
Об особенностях лицейского образования «Учалинской газете» рассказала директор третьего лицея Райля Сунагатуллина:
- В течение трех лет педагогическому и школьному коллективу пришлось доказывать, что третья школа - современное инновационное учебное заведение. Причем многим предъявляемым требованиям она соответствовала задолго до того, как на педсовете было принято решение о начале подготовительного этапа к переходу на новый уровень. 
- Исходя из чего определялся профиль школы? 
- Наше образовательное учреждение имеет техническое направление, поэтому учебный процесс направлен на углубленное изучение математики, затем физики и химии. Без внимания не остается, разумеется, ни среднее звено, ни младшее. Так называемая мягкая математическая профилизация начинается уже с первого класса. Преемственность обучения продолжают учителя пятых классов и так далее. То есть, в первую очередь, мы обратили внимание на увеличение количества часов для изучения точных наук.
- Почему не стали делать акцент на гуманитарных дисциплинах?
- Исходя из требований самой жизни. Сегодня учалинским предприятиям в первую очередь требуются специалисты технических специальностей. Именно этим и объясняется ориентированность на физико-математическое направление, которое в итоге повлияло на организацию профильного обучения. После окончания девятого класса 80-85 процентов учеников выбирают экзамены по математике и физике. Лишь 15-20 процентов отдают предпочтение гуманитарным предметам. 
-  Ученику с гуманитарными наклонностями в стенах лицея, казалось бы, просто не выжить. Однако жизнь свидетельствует об обратном...
- Я сама по образованию филолог, поэтому от учеников требую развития навыка чтения. Они ведут читательские дневники. Многие учителя сегодня переняли эту практику. Чтение - универсальный учебный метод, развивающий познавательные, коммуникативные, личностные качества ученика. Школьник учится добывать информацию, классифицировать ее, строить предложения, формировать и формулировать свою точку зрения. Без этих умений невозможно успешное изучение тех же точных предметов - математики и физики. О том, что «лирики» не только выживают у нас, но и развиваются, говорят результаты наших школьников на олимпиадах по русскому языку и литературе. В связи с этим не могу не вспомнить Руслана Ибатуллина, занявшего по географии на республиканском этапе третье место, или Рустама Яумбаева, выигравшего все этапы телевикторины «Умники и умницы».
- Если такие результаты по непрофильным дисциплинам, что же говорить о тех, что изучаются углубленно?
- В текущем учебном году лицей лидирует среди школ города и района по количеству призовых мест в олимпиадах по самым разным предметам. У нас 60 призеров! В приоритете остается математика. Хотя и здесь немало проблем, над которыми следует поработать.
- Самокритично... Какие же проблемы требуют своего решения? 
- Победителям муниципального этапа требуется подготовка качественно иного уровня. В Уфе олимпиадников готовят кандидаты и доктора наук. Естественно, побороться с их учениками за призовое место учалинцам непросто. Хочется, чтобы в Учалах была создана физико-математическая школа подготовки с приглашением доцентов. 
- Какое значение имеют олимпиады для школьников?
- У нас развито целое олимпиадное движение, как, впрочем, и в других учебных заведениях. На школьном этапе в него вовлекаются около 60 процентов всех учащихся. Таким образом, у школьников появляется более высокая мотивация к учебе. Вкус борьбы и победы всегда делает жизнь интереснее. Для многих подготовка и участие в олимпиадах помогают определиться с выбором профессии. Выпускник поступает в вуз, где профилирующим является предмет, по которому он был наиболее успешен. 
- Высоких результатов невозможно достичь без профессиональных кадров. Вы ведете какой-то особый отбор?
- Нет. У нас немало преподавателей старшего поколения. В то же время примерно одиннадцать процентов учителей имеют стаж не более пяти лет. У 88 процентов педколлектива высшее образование. 
- Что скажете о молодом поколении учителей?
- Принимая на работу специалиста, всегда берешь кота в мешке. В любом случае многое зависит от желания человека развиваться. Если молодой специалист недостаточно подготовлен к работе в школе, но горит желанием развиваться, то все у него получится. И мы когда-то были молодыми и неопытными. В этом году к нам по распределению приехал учитель русского языка и литературы после Стерлитамакского пединститута. Прекрасно работает... 
- Но и требования к учителям каждый год повышаются. 
- Развиваться надо! Какой это лицей, если его педагоги не будут шагать в ногу со временем? На нашей базе проходит внедрение новых технологий. К примеру, уже не первый год мы являемся федеральной экспериментальной площадкой технологии «РОСТ» (рефлексивно-оценочной развивающей технологии). В соответствии с ней больше внимания уделяется самостоятельной деятельности учащихся по самодиагностике, самооценке. Также третий лицей - экспериментальная республиканская площадка по внедрению электронных образовательных технологий в начальном звене. Для освоения электронного образования школе выдали двадцать нетбуков. Материально-техническая база постоянно улучшается за счет бюджетных и внебюджетных средств, большую помощь оказывает попечительский совет.
Мне кажется, работать в школе сегодня в какой-то мере стало даже легче и при этом очень-очень интересно! Я верю в силу учительского слова и мысли. Помните выражение кайзера Вильгельма Бисмарка, который после победы над Францией сказал: «Войну выиграл не я, а прусский учитель»? Очень многое зависит от преподавателя, его знаний, ума, души, отношения к своей работе, к ребенку. И обманывать, и жить честно дети учатся именно в школе.
- Современные школьники отличаются от тех, кто  заканчивал обучение лет десять назад?
- Они, наверное, смышленнее поколения 1990-х и 2000-х. Современный школьник, может быть, меньше читает художественную литературу и не так простодушен, но в нем больше нацеленности на результат. Прагматичность и подвижность ума - вот его главные качества. Кстати, мне кажется, сегодняшние дети меньше подвержены влиянию вредных привычек, связанных с курением и употреблением пива. Да и родители сегодня другие. Более требовательные, в том числе и к себе. Возможно, я идеалистка, но твердо убеждена в том, что у России хорошее будущее.
Евгения Хормушко.
Кстати
Уже не один год выпускники лицея №3 демонстрируют стопроцентную поступаемость в вузы. Большинство выбирают Уральский федеральный университет Екатеринбурга и Южно-уральский госуниверситет Челябинска. Некоторые поступают в высшие учебные заведения Москвы и Санкт-Петербурга.
Номер газеты:  №21-22 (от 12.02.2014)
Короткая ссылка на новость: http://uchalinka.ru/~fTbo4