Одна на всех судьба

Одна на всех судьба
5 Ноября 2013
Конец года будет ознаменован двумя политически значимыми событиями. Связаны они с развитием института парламентаризма в стране и посвящены двадцатилетию двух 
Конституций: Российской Федерации и Республики Башкортостан. 
К разговору об одной из них - Конституции государства российского, «Учалинская газета» пригласила преподавателя истории пятой школы Резеду Аделгужину. Тем более что и случай располагает к этому. На днях наша страна отметит очередной праздник, который находится в одном ряду с обозначенными выше событиями, - День народного единства.
- Считаете ли вы, что Конституция России и есть тот самый документ, представление о котором должен иметь каждый россиянин.
- Своим ученикам всегда говорю, что она должна стать их настольной книгой, поскольку в доступной форме рассказывает нам о наших правах и обязанностях. Мы не можем построить правового государства, о котором так мечтаем, если не будем знать о тех возможностях, что предоставлены нам основополагающим документом страны.
- Правильно ли говорить о возможностях в той ситуации, когда речь идет о своде законов, строго регламентирующем  жизнедеятельность государства?
- Его исключительная особенность в том, что он, в первую очередь, обращает внимание на самого человека. Вторая статья Конституции как раз и говорит о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», то есть главный в нашем государстве - человек. И все системы и механизмы, существующие в стране, должны работать на удовлетворение его интересов и защиту его прав. Как известно, чем больше прав у человека, тем он свободнее и независимее, а свободный гражданин имеет больше шансов достичь личного счастья и может принести больше пользы обществу. Эти задачи последовательно решает любое уважающее себя государство.
- Считаете ли вы, что нынешняя Конституция соответствует принципам устройства демократического общества?
- В первую очередь, хотела бы отметить, что дух свободы, пронизывающий ее от первой до последней буквы, особенно ощущаю во время чтения преамбулы. Состоящая из одного - единственного предложения, она передает дух реформаторства и предчувствие свободы, который был характерен для нашего общества двадцать лет назад, когда принимали Конституцию. В 1993 году на референдуме путем всеобщего народного голосования 60 процентов его участников согласились с нынешним вариантом и тем самым закрепили суверенную государственность России.
- Чем же вас покорила сама преамбула?
- Тем, что она проникновенно и лаконично обозначила основополагающие цели, реализация которых является главной задачей российского государства: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные(!) общей(!) судьбой(!) на своей(!) земле, утверждая права и свободы человека, … чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, … стремясь обеспечить благополучие и процветание России, … сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».
- Действительно красивое и емкое вступление. Что касается самой Конституции, как вы определяете ее демократичность?
- Могу сравнить ее с аналогичным документом 1977 года, шестая статья которого декларировала ведущую роль коммунистической партии и тем самым отвергала принципы плюрализма. В те самые годы я, как преподаватель истории, испытывала серьезные сложности, пытаясь объяснить ученикам основные признаки демократии. Право на свободу слова и проведение демонстраций теоретически существовало, но осуществить его в реальности не представлялось возможным. В нынешней Конституции, кроме множества других ее достоинств, есть еще одно неоспоримое преимущество. Используя ее статьи, мы можем не искать подтверждения своих прав и свобод в других законодательных актах. Так называемое прямое действие Конституции предоставляет нам возможность искать защиту непосредственно у государства и обеспечивает равенство всех граждан перед законом.
- Наверное, сложно говорить с учащимися, не представляющими, какие перепитии готовит им взрослая жизнь, о равенстве перед законом?
- Как раз сегодня, разбирая с пятиклассниками ступени общественной пирамиды Египта, рассказывала им о том, как фараон может поощрить или наказать вельможу, лишив его собственности и даже жизни. Спросила, может ли таким же образом поступить наш президент, ребята ответили: «Нет». Они знают, что право собственности в нашей стране защищено законом, и только суд имеет право решать вопросы подобного характера. Конституция, несмотря на то, что многие воспринимают ее как данность, - детально продуманный документ, который изначально предусматривает самые разные варианты развития любой ситуации.
- Например?
- В Конституции 1924 года существовала статья, сохранявшая за союзными республиками право выхода из состава СССР. Долгие годы ее никто не воспринимал как мину замедленного действия, и она переходила из одной редакции в другую, пока, наконец, в 1991 году на вполне законных основаниях не случился развал Советского Союза. Действующая Конституция России такого не допускает. Субъекты, входящие в состав единого государства, не имеют права добровольного выхода из состава Российской Федерации. Данное решение я считаю и правильным, и целесообразным: государство должно иметь силу слова и уметь заявлять о своих требованиях.
- Вам не кажется, что мы, выстраивая отношения с государством, слишком многого от него требуем, не выполняя при этом собственные обязанности?
- Надо, наверное, больше и чаще говорить о взаимной ответственности государства перед гражданами и граждан перед государством. Без этого невозможно создание цивилизованного и по-настоящему успешно развивающегося общества. Пока же получается так, что все мы хотим иметь надежные границы государства, но не хотим служить; чистоты на улицах, но бросаем окурки с балконов; хороших дорог, но не оплачиваем транспортный налог. Своеобразный сбой, произошедший в системе нравственных ценностей и массовом сознании, мешает нам самим определять правильные жизненные ориентиры. Совсем не случайно в Конституции появилась статья, обязывающая детей заботиться о постаревших родителях.
- Что, кстати, Конституция говорит об образовании?
- 43-я статья прописала обязанности родителей обеспечивать это право, тем самым ответственность за качественное образование она возложила и на старших членов семьи тоже. У нас же принято ругать государство, школу, классного руководителя, но только не родителей, которые, кстати, достаточно часто не выполняют конституционные обязанности. Они же заключаются в том, чтобы помогать ребенку учиться и вместе добиваться нужных результатов.
- Считаете ли вы безусловно ответственным само государство?
- Мировой опыт укрепления государственности показывает, что ни одно государство не может эффективно развиваться сразу, быстро и по всем направлениям. Те же Соединенные Штаты живут по Конституции, принятой более двух столетий назад. Они дорожат главным документом страны, не меняя его основного смысла, но внося в него необходимые поправки. У нас же был другой путь: поправок не принимали, меняли Конституцию полностью, сохраняя социалистическую идеологию, произошло это в 1918, 1924, 1936, 1977 г.г. Только в 1993 году была принята Конституция обновленной России. При этом история укрепления государственности не ограничилась только этим фактом: с промежутком в 75 лет у нас дважды кардинальным образом менялся политический строй. При такой непоследовательности ситуации нельзя ожидать от совсем еще юной России глобальных позитивных перемен. Чтобы они состоялись, кроме Конституции, необходимо иметь материальные, организационные, интеллектуальные ресурсы и живые традиции, которые также влияют на процесс укрепления государственности. Японцу, к примеру, не приходится вспоминать о том, как выглядит кимоно. Нам для того, чтобы увидеть, что носили наши бабушки, нужно идти в музей…
- На днях страна будет отмечать День народного единства. Вы не считаете, что его суть совпадает с текстом любимой вами преамбулы?
- И к самому празднику отношусь очень серьезно, и его название считаю актуальным. К сожалению, не всем известна история этого важного для России дня, поэтому особенно на этой неделе много говорила с детьми на эту тему, попросила их рассказать в семьях о том, почему победа россиян, одержанная над поляками, была нужна нашей стране. Тогда мы отстояли свободу независимого государства.
- Народное единство необходимо в условиях мирного времени?
- Больше, чем когда-либо. Дорожу тем временем, когда существовала единая общность - советский народ. Думаю, что и сегодня мы должны сделать все, чтобы вновь почувствовать себя дружным, многонациональным российским народом, который живет на красивейшей территории, гордится своим прошлым и в состоянии построить счастливое будущее. Понимаю, что получится это не сразу, но если каждый будет стараться для своей семьи, своих детей и своего города, может быть, то, что заложено в Конституции, сможем воплотить в реальной жизни...
Мавлия Рахимова.
Номер газеты:  №185-186 (от 02.11..2013)
Короткая ссылка на новость: http://uchalinka.ru/~y7aUw