Научиться в жизни знания применять

Научиться в жизни знания применять
22 Января 2014
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе десятой школы Екатерина Сергеева в прошлом году оказалась в числе российских педагогов, прошедших обучение по программе подготовки педагогических кадров в сфере управления. Оно состояло из нескольких этапов, первый проходил на площадках России, второй - Финляндии. Что же нового узнали российские педагоги? Екатерина Сергеева поделилась с «Учалинской газетой» некоторыми своими открытиями.
- Программа обучения оказалась очень полезной. К примеру, на первом этапе стажировки, организованном в Саратове, познакомилась с директорами российских школ, реализующих в своей деятельности метод автономного управления. На сегодня, как известно, существуют три активные формы организации образовательных учреждений: бюджетная, автономная и казенная. Мы учились принимать решения в тех условиях, которые нам предоставляла виртуальная программа. Используя муниципальный заказ, определенную материальную базу и минимальное финансирование, необходимо было спрогнозировать перспективы развития «своей» школы и остаться, так сказать, на плаву.  
- В чем же заключаются плюсы автономного существования? Автономия предполагает больше изменений для преподавательского состава или учеников?
- Их достаточно для обеих сторон. При сохранении базовых дисциплин вводятся курсы по выбору для профобучения школьников с учетом психологических и умственных особенностей каждого ученика. В обязательном порядке ведется работа с психологом, профориентационная работа, а также учитываются запросы общества на ту или иную специальность. Для каждого ученика составляется расписание учебного дня так, чтобы у них было как можно меньше так называемых «окон». Если таковые все же образуются, то для ребят организуются занятия с психологом, брифинги, дискуссии по результатам прошедшего мероприятия. 
- Такое обучение, скорее всего, во многом зависит от обеспеченности родителей школьников? Дополнительные предметы изучаются платно?
- Все основное образование бесплатное, оно обеспечивается муниципальным заказом. А вот изучение дисциплин, не входящих в базовую программу, к примеру, второй иностранный язык или углубленное изучение какого-либо предмета, - платное. 
- Полагаю, для российской школы такая система обучения выглядит несколько противоречиво?
- Мы привыкли к тому, что школа должна воспитывать, обучать, но не зарабатывать. Однако условия рыночной экономики не могут не оказывать определенного влияния и на сферу образования. Умение зарабатывать как для школы, так и для учителя помогает, прежде всего, улучшать методическое и техническое обеспечение, что немаловажно для конечного результата - подготовки выпускника, имеющего качественные знания.  
- Почему для заключительного этапа стажировки была выбрана Финляндия?  
- По результатам исследований PISA (международное исследование, которое осуществляется Организацией экономического сотрудничества и развития) эта страна занимает первое место в рейтинге по уровню читательской, математической  и естественно-научной грамотности учеников среди других стран мира. 
- Вам удалось понять, почему финская школа имеет такие показатели?
- Нам попытались это объяснить. У них не ориентируются на усвоение учениками большого объема знаний, а учат применять полученные знания и умения в жизни, то есть школьная система образования имеет большую практическую направленность, что соответствует международным нормам. 
- В Финляндии такое же разделение на классы, как в России?
- Нет. Их система образования включает три ступени: с первого класса по шестой - начальный или базовый уровень, с седьмого по девятый - средний. У школьников есть выбор: продолжать обучение в лицее или среднем специальном учебном заведении, где ребята получают рабочую специальность. Лишь после окончания лицея выпускники поступают в университет.
- Это все различия, которые удалось увидеть невооруженным взглядом?
- Отличий финской системы образования от нынешней российской предостаточно. К примеру, во время обучения их ученики разрабатывают большое количество различных проектов, формирующих мировоззрение. Это может быть социальная реклама, альманах, поделка из любого материала, стихотворение, эссе и так далее. Для отстающих школьников существует специальная программа по коррекции знаний. Для тех же, кто не желает учиться вовсе, отводятся три дня в неделю для учебы, два - для работы на производстве. В школах нет строгой дисциплины. Присутствуя на уроках, мы становились свидетелями того, как заинтересованные ученики запросто пересаживались за первые парты и активно обсуждали тему занятия с педагогом, остальные занимались, мягко говоря, по своему желанию. Правда, на контрольный вопрос, заданный в конце урока учителем, пытались ответить абсолютно все. 
- Какова же система оценки знаний? Она отличается от российской?
- Качество знаний оценивается баллами, но не от одного до пяти, а от четырех до десяти. Девять-десять баллов получают самые «продвинутые». После девятого класса им не приходится сдавать экзамен. Средняя оценка ученика по предмету уже занесена в общую электронную базу, которую могут просмотреть преподаватели любого лицея, чтобы знать, кто придет к ним учиться.  
- Удалось перенести что-нибудь из полученного опыта в нашу реальность? 
- Безусловно. На основе одной из их программ мы в десятой школе продумываем свою. Ее рабочее название - «Хорошая школа», а проще говоря, школа против насилия. Она направлена на снижение уровня агрессии в подростково-молодежной среде. Не секрет, что заложниками открытой конфронтации нередко становятся и ученики, и сами преподаватели. Программа предусматривает классные часы, тренинги, работу с родителями, выпуск памяток для них. 
- На каком этапе находится разработка данного проекта?
- Мы написали его обоснование. Вскоре предоставим подробную программу в отдел образования. Надеемся начать его реализацию уже с начала следующего учебного года. 
- Финны сильно отличаются  от россиян?
- Они говорили о том, что у нас много общего: мы северные народы, любим баню и гордимся красотой родной природы. При этом отличий тоже достаточно. «Финны спокойно воспринимают критику, стараются исправить ошибки, на которые нам указывают. Россияне же самокритичны, но критику со стороны не воспринимают. Мы сдержанные и медленно говорим, потому что думаем. Россияне - импульсивные, открытые, а потому сначала говорят, а потом думают», - считают они. Многие из моих коллег отметили, что некоторые принципы жизни в Финляндии сродни тем, по которым мы жили во времена Советского Союза, например, чувство коллективизма и ответственности. Финны многое делают просто потому, что от этого зависит успех их родного государства.  
Евгения Хормушко.
Кстати
Международное исследование PISA 2012 года показало, что успеваемость российских школьников выросла. Больше стало учащихся с высоким уровнем математической, читательской и естественно-научной грамотности. В то время как в 2000 году мы были в числе стран с самым низким уровнем. 
Номер газеты:  №9-10 (от 22.01.2014)
Короткая ссылка на новость: http://uchalinka.ru/~6HKw0