Мир можно изменить, совершенствуя себя

Мир можно изменить, совершенствуя себя
6 Июля 2018
Русский этнограф Василий Черемшанский в конце XIX века писал о башкирах:
«...Глядя на башкир, трудно себе представить, что это был когда-то многочисленный и сильный народ, которому принадлежала, за небольшим исключением, вся земля между Камой и Волгой до Самары, Оренбурга и Орска (тогда еще не существовавших) и на восток по Миассу, Исети, Тоболу и Иртышу до Оби. Осталась лишь бледная тень его прежнего мужественного облика, полного гордости и достоинства. Забыты все притязания на бесконечный простор зауральских степей, бесследно исчез воинственный дух вместе с многочисленными стадами, привольем отдаленных степей».
Данное утверждение отражает исторический опыт башкир, в котором война была чуть ли единственным способом отстаивания и защиты собственных интересов. Резкая смена уклада жизни, мрачная эпоха кантонного управления нарушили органичность внутренней и внешней жизни башкир, принципиально изменили его ценностные ориентиры.

Конфронтация, компромисс?
«Эксплуатация региона российским капитализмом, стремительный процесс модернизации России, бурное вторжение во все сферы жизни новых технических и научных достижений Запада в период XVI-XVIII веков представителями нерусских, в том числе и мусульманских народов России, воспринимались очень настороженно. Они вступали в прямой контакт с иным миром. И происходило это не всегда в силу их собственных потребностей, а зачастую по воле метрополии - Российской империи. Этот прогрессивный в целом этап сопровождался возникновением среди мусульман настроений пессимизма, отчаяния», - так считает известный переводчик суфийской литературы Ильшат Насыров.
Сложно доподлинно сказать, чем руководствовался на самом деле Зайнулла Расулев в поиске путей выхода из сложившейся исторической ситуации, но он принял единственно верное решение: в сложные моменты на переломе эпох целесообразнее пойти на компромисс, нежели принять сторону конфронтации.

Убить врага или простить?
Зайнулла Расулев вступил в муджаддийское ответвление суфийского братства Накшбандийа в 1876 году под наставничеством шейха Абдул-хакима бин Курбангали Сардаклы. Во второй раз совершил обряд инициации в боковую ветвь Халидия в 1886 году под руководством шейха Ахмеда Зияутдина Кумушханави (Гумушневи). О турецком наставнике нашего земляка современный исследователь Хамид Алгар пишет: «Гумушневи организовал типографию для печатания книг, открытие общественных библиотек в Трапезунде, Ризе и Оф. Эти примеры новаторской деятельности оказали влияние на Зайнуллу Расулева, подвигнув его на некоторые рискованные культурные и образовательные инновации».
К таковым можно отнести финансирование Расулевым издания двухтомного труда Мурата Рамзи «Сборник сообщений и преданий о казанских, булгарских и татарских правителях и событиях, с ними связанных» (1907-1908), запрещенного царскими властями и изъятого из продажи. В работе давался глубокий социально - экономический анализ политики царских властей в данный период, резко осуждалась провокационная политика противопоставления правительством одних тюркских народов другим.
Что есть терпимость? Это уступка или привилегия сильных и мудрых личностей? Отказаться от насилия способны единицы, поскольку для этого необходимы сила духа, мужество и мудрость. Это не только средство разрешения социально-политических проблем, а образ жизни, мироотношение, искусство общения, путь к Богу. Что легче: убить врага или простить его, имея возможность уничтожить? Безусловно, простить труднее. Зайнулла Расулев понимал, что политика, направленная на насилие, приведет к разрушительным последствиям, и предвидел, что с его помощью нельзя решить ни одной проблемы.
В своей работе «Макалат Зайнийа» он приводит в пример хадис, где есть такие слова: «Если накажешь его сильно, то он восстанет против. Если же простишь его, то он будет нуждаться в твоей милости». Зайнулла ишан уяснил, что душа является ареной борьбы добра и зла. Обладая сознанием и совестью, люди в состоянии изменить себя и свою жизненную позицию. Человек может быть лучше и хуже своих поступков. Расулев сознательно делает ставку на знания и добро и обращается к просветительским, гуманистическим традициям в решении социально-политических вопросов. Здесь другой, более высокий уровень мотивации, любовь к Богу, миру, человеку, народу, что говорит о его высокой нравственности и духовной просветленности.

Синтез светского и религиозного
Лидер башкирского национального движения, известный ученый-востоковед Заки Валиди Тоган в своих воспоминаниях отзывается о Зайнулле Расулеве как о «предельно искренней личности, образце нравственности и человечности». Духовный авторитет Зайнуллы ишана помог сориентироваться ему в морально-интеллектуальном плане, дав импульс к самореализации. Пятнадцатилетний подросток мог использовать подаренную ишаном золотую монету как угодно, однако он купил у торговцев книги. Шейх Зайнулла признавал синтез и престиж светского и религиозного знания, одобрив его выбор в приобретении критики теологии Аль-Газали, переводов на арабский язык образцов русской классической литературы, пособия для изучения французского языка на турецком, учебников по физике, астрономии, по мусульманскому богословию на арабском.
Уже в данном поступке Расулева выражается широта его мировоззрения, культура его мышления, где нет места религиозному фанатизму и ксенофобии. Выражаясь по-современному, он как перспективный инвестор вкладывал в человеческий капитал, воспитав целое поколение духовной аристократии - национальной элиты мусульман Урало-Поволжья, Казахстана, Сибири и Северного Кавказа. По большому счету, медресе «Расулия» стало одним из духовноформирующих центров этих регионов.
«Путь развития - это путь терпения. Терпеливо выносить людей, которые причиняют вам неудобства, - признак вашей эволюции. Не существует быстрого прогресса. Сначала каждому человеку необходимо согласиться с тем, что уже происходит с ним и вокруг него, принять это. На нашем пути важно выстаивать против каждой волны зла, подобно горе во время шторма, не отклоняясь и не отступая назад», - считает сороковой шейх Золотой цепочки суфийского ордена Накшбанди Мухамад Назим аль-Хаккани.

Обратить вражду в сотрудничество
Мир сегодня превращается в поле реальных сражений - локальных войн, межнациональных конфликтов, территориальных претензий, террористических актов, жертвами которых становится мирное население. «Иисус советовал своим сподвижникам, что, если кто-то ударит вас по щеке, вы должны подставить ему и другую щеку. Он был великим пророком, и мы принимаем его полностью. Он показывал людям, как избегать раздора. Если следовать одному этому, не будет войн в мире», - утверждает шейх Назим.
Доктрина Зайнуллы ишана - его вера и философия, его образ и форма жизни, его многоуровневый проект - прошла испытание временем на прочность и жизнеспособность. Он отказался от монополизации и абсолютизации истины. Концепция Зайнуллы Расулева будет всегда современна и актуальна, так как позволит трансформировать вражду в сотрудничество, блокировать механизмы насилия, базирующиеся на стереотипах и ненависти, превращать оппонента в своего союзника. Его учение предполагает духовную эволюцию: нравственное самосовершенствование людей, утверждение между ними согласия и уважения.
Зиля РАХМАТУЛЛИНА,
кандидат философских наук.

Кстати
Шейх Зайнулла Расулев аш-Шарифи ан-Накшбанди ан-Муджаддиди ал-Халиди, имевший суфийский титул «Кутб аз-заман» («Полюс времени»), покинул этот мир 2 февраля 1917 года незадолго до начала революции в возрасте 84 лет. Русский востоковед Василий Бартольд счел нужным написать по этому поводу специальную статью, в которой назвал шейха Зайнуллу Расулева «духовным королем своего народа».
Номер газеты:№ 52 (06.07.2018)
Короткая ссылка на новость: http://uchalinka.ru/~UZ9VT