Человек-оркестр

Человек-оркестр
11 Июня 2014
Именно так называют многие Алексея Емельянова, преподавателя детской музыкальной школы.
Под руководством Емельянова коллектив, которым он руководит уже 35 лет, семь раз завоевывал первую премию в зональных конкурсах. 
И, конечно, участвовал в самых разных республиканских фестивалях («Самоцветы Башкортостана», «Соцветие дружбы»), а с 2000 года оркестр бессменно носит звание «образцового»...Сам Емельянов начал учиться играть на инструменте в раннем детстве. Правда, не на баяне, а на маленькой детской гармошке.  «Сколько мне было лет, не помню, но на ногах уже стоял», - шутит он. 
В «музыкалку» Емельянов пошел вслед за  родственником Виктором Борисовым, исполнив на вступительных экзаменах легендарную «Катюшу». Сначала попал в класс Асии Каюмовой, потом Александра Дегтярева. Как же нужно было  любить музыку, чтобы чуть ли не ежедневно ездить с Рудника в город, да еще с инструментом! Возможно, люди того поколения были чуть романтичнее, нежели сейчас? Недаром практически весь второй выпуск народного отделения (а это около десяти человек - Ирина Романова, Наталья Зайцева, Рафик Сунагатуллин, Венера Аюпов и другие) поехали поступать в музыкальное училище Уфы. «Сейчас я, возможно, выбрал бы медицину, а тогда музыка привязала меня к себе крепко», - улыбается в усы Емельянов. Даже в армии он служил в гарнизонном оркестре Пензенского высшего военного артиллерийского училища. Играл на флейте. Сегодня уже не приходится удивляться тому, что Алексей Георгиевич владеет практически всеми музыкальными инструментами. Когда же на преподавателя по классу баяна тогдашний директор школы Юрий Колодкин возложил обязанности руководителя оркестра, Емельянов  серьезно занялся самообразованием.
- Штудировал литературу по инструментовке. Это ж интересно! Стоит переложить мелодию для баяна на другие инструменты, звучание меняется, становится насыщенным, богатым, - увлеченно рассказывает мне Емельянов. 
В музыкальной школе, как известно, занятия по специальности проводятся индивидуально. Может быть, ученики даже и не знали бы ничего друг о друге, если бы не совместные занятия в оркестровом кабинете. В ряд садятся балалаечники, домристки, у самого входа - ударник. Центральное место занимает баянист, иногда солирующие аккордеонисты. У окна располагается Алексей Георгиевич с «волшебной линейкой» на столе. Все рассаживаются по местам, настраивают инструменты... И тут в свои права вступает ее величество Музыка... У каждого в памяти наверняка остаются любимые мелодии. Вальсы и польки наравне с «Журавлиной песней» и «У нас нонче субботея», башкирскими мелодиями...
Алексей Георгиевич умеет слышать всех вместе и каждого по отдельности. Кто лишнюю ноту зацепил, кто звук продержал дольше положенного, а кто вообще не сыграл свою партию. Только побывав на репетиции в составе оркестра, понимаешь значение слов: «Играем с третьей цифры». Именно здесь развивается чувство такта и локтя, которое характерно для самого Емельянова.  
- Репертуар зависит и от того, какие инструменты играют в оркестре. Раньше была большая группа домбристов и балалаечников. Сегодня пробуем и гусли, помогают и солисты, и вокалисты, - вспоминает преподаватель последний отчетный концерт оркестра. Тогда они исполнили около десяти разных произведений. В заключительном номере «Сабантуй» Наиля Галиева им солировал заслуженный работник культуры Республики Башкортостан Александр Беляев. Они сумели передать залу живое, задорное ощущение народного праздника, поэтому зрители долго не желали отпускать музыкантов. Услышав многоголосие инструментов однажды, обязательно захочется услышать его вновь.
Ольга Соколова.
Номер газеты:  №75 (от 11.06.2014)
Короткая ссылка на новость: http://uchalinka.ru/~q9peE