Привить привычку к чтению можно!

Привить привычку к чтению можно!
1 Июля 2015
О духовном обеднении молодежи вследствии отсутствия интереса к чтению не говорят разве что ленивые. Как пробудить любовь к книге у наших детей? На эту тему поговорили с учителем русского языка и литературы третьего лицея Лидией Исхаковой.
- Мне этот вопрос часто задают родители. И у меня сразу же рождается встречный вопрос: а что читаете вы сами? Вечерами свободное время найдется у каждого. Уберите подальше пульт от телевизора, мышку от компьютера и берите в руки книги. Даже час чтения пойдет на пользу. Вашим детям, прежде всего, если хотите, чтобы они выросли образованными людьми. Привычка к чтению вырабатывается только так.
- С чего лучше начинать: с чтения прозы или поэзии?
- Серьезная поэзия трудна для детского восприятия. Начните с русской классики, с прозаических произведений зарубежных авторов.
- Как может повлиять на воспитание читательского вкуса ребенка увлеченность мамы или папы современными любовными или детективными романами?
- Современное чтиво - это, по сути дела, компиляция сюжетов, уже описанных в литературе. Надо ли говорить о том, что читать серьезные книги намного интереснее. И пользы от такого чтения, конечно, гораздо больше.
- Ваше отношение к детективам, в частности, произведениям Агаты Кристи?
- Они популярны среди молодежи. И это в принципе радует... А в том, что сегодня подростки не читают, видится и другая проблема: им не с кем обсуждать прочитанное. Школьных уроков литературы недостаточно. Поэтому в семье должна прививаться привычка к чтению, а потом и к обсуждению прочитанного. В этом плане мне повезло. Мама, интересуясь тем, что мы изучаем в школе, предлагала поговорить о Наташе Ростовой, к примеру. Помимо всего прочего, совместное чтение сближает членов семьи. Как-то мои ученики писали сочинение на тему взаимоотношений с родителями. Большинство из них призналось, что взрослые их не понимают, относятся к ним, как к маленьким детям. Думаю, чтение полезно будет и родителям. Например, у того же Диккенса можно найти ответы на многие вопросы о взаимоотношениях взрослых и детей. Попробуйте почитать «Приключения Оливера Твиста», «Холодный дом», «Домби и сын».
- Может быть, в какой-то мере будет полезным и прочтение одной-двух книжек бульварной литературы, чтобы понять разницу...
- Возможно. Убогий слог, простенькое построение предложений, в котором преобладают глагольные формы, быстро надоедают. Чтение настоящей литературы с пометками в тетради становится настоящим удовольствием.
- Дети часто обращаются за советом, что почитать?
- Бывает. Предлагаю им, например, «Вино из одуванчиков» Рея Бредбери. Возможно, ребята проникнутся переживаниями, мыслями героя, их сверстника. Мои ученики сейчас как раз в таком возрасте, когда начинают общаться с противоположным полом. Такие книги ненавязчиво учат жить, выстраивать отношения друг с другом. Это очень важно. Иначе подростки будут копировать не совсем хорошие примеры, подсмотренные в соцсетях.
- Не будет ли побочного эффекта от такого продуманного чтения? Читаешь-читаешь и вдруг ловишь себя на мысли, что начинаешь жить жизнью героя.
- В привычке испытывать эмоции, переживать не вижу ничего плохого. Это называется эмпатией. Ведь многие дети говорят о сострадании, не осознавая до конца, насколько было грустно, весело или тяжело герою.
- У вас есть свои «фишки», чтобы пробудить интерес учеников к литературе?
- Наверное, как и у других учителей, главный прием - проводить параллель с жизнью. То есть сначала моделировать какую-либо ситуацию из современной действительности, а потом предлагать почитать об этом в произведении, например, Тургенева. Недавно изучали «Судьбу человека» Шолохова. У человека было все: семья, дети, работа, мечты. Все это в одночасье рухнуло. Это очень страшно, подобное мы сегодня наблюдаем и в соседнем государстве.
Молодое поколение не любит, когда им что-то навязывают. Это должно быть подано в частной беседе. Ненароком оброненное имя автора, название произведения или краткое содержание закрепляются в сознании подростка. Например, меня спрашивают: верю ли я в потустороннюю жизнь? Отвечаю им, что после прочтения «Божественной комедии» Данте Алигьери уверилась в ее существовании. Потом ребята подходили, чтобы уточнить, о чем именно произведение.
- Затрагивая тему соцсетей, можно ли утверждать, что молодежь не обращает внимания на грамотность?
- Я бы не стала так говорить. Читая сочинения, вижу, что ученики стараются правильно построить предложения, соблюсти языковые нормы. Наша проблема в другом - в косноязычии. Научиться красноречию помогают книги. Новые слова, синонимы, речевые обороты обогащают словарный запас, способствуют выработке собственного стиля.
- Тем не менее многие считают, что изучать грамоту - дело необязательное да и сложное. В русском языке, грубо говоря, 170 правил и 540 исключений.
- Человек все же существо высшей организации. Мы заботимся о своей внешности, забывая поддерживать красоту ума, речи. А ведь все в наших силах!
Гульнара Ибатуллина.
кстати
В список ста лучших книг, по мнению россиян, вошли «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Война и мир» Л. Толстого, «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского, «Евгений Онегин» А. Пушкина, «Три товарища» Э.М. Ремарка, «Герой нашего времени» М. Лермонтова, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. Гоголя, «Приключения Тома Сойера» М. Твена , «Старик и море» Э. Хэмингуэя, «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда, «Белый клык» Дж. Лондона и др.
Номер газеты:  №49 (01.07.2015)
Короткая ссылка на новость: http://uchalinka.ru/~pAiPn