Нас выбирают, мы выбираем

Нас выбирают, мы выбираем
24 Октября 2013
Свобода выбора, по мнению специалистов, предполагает не только ответственность, но и острое чувство вины, поскольку, выбирая один из нескольких вариантов, нельзя определить единственно верный. 
Каждый из них по-своему хорош и плох одновременно, и поэтому любой выбор можно в некотором смысле считать ошибочным. Другое дело, что процесс выбора предполагает большую работу над собой и тщательный анализ имеющихся и предполагаемых обстоятельств. Они же не могут быть только «черными» и «белыми», но в любом случае потребуют умения лавировать между ними, прокладывая собственный жизненный курс. Преподаватель Ольга Бабинцева, обозначая перед детьми непростую тему выбора, рассказывает о том, как он может повлиять на дальнейший образ жизни. «Очень часто, - поясняет она, - детей застает врасплох вопрос о том, знают ли они, каким может быть круг общения и стиль жизни, если связать судьбу с хирургом, слесарем, инженером или землекопом? В первом случае за хлебосольным столом будут собираться доктора, которым можно будет доверить семейные болячки, в последнем - проблемы по устройству огорода. И то, и другое имеет место быть, но в то же время жизнь с интеллигентным хирургом предполагает бесконечные дежурства и курсы повышения квалификации. С землекопом все сложится иначе - он всегда будет рядом, как и его друзья-коллеги, но доходы ниже, если тот не захочет подрабатывать. 
- Детей следует учить анализировать свои пожелания и поступки, - советует Ольга Владимировна, - чтобы впоследствии они не удивлялись результатам поспешно принятых решений. 
Данная проблема обсуждается в настоящее время в масштабах государства настолько серьезно, что к 2020 году российское министерство образования планирует ввести для старшеклассников экзамен по метапредметным умениям и навыкам. «Метапредметные технологии, - поясняет Бабинцева, - были созданы для того, чтобы начать культивировать в детях другой тип сознания, связанный со способностью анализировать ситуацию и синтезировать факты». Образно говоря, метапредметное обучение предлагает теоретические знания превратить в практические навыки, добавив к ним сообразительности. Понять, чего же в конце концов хотят добиться экспериментаторы от педагогики, специалисты советуют на примере смешных задачек от Григория Остера. Когда Петя с сотней рублей в кармане идет в магазин, чтобы купить булочки, по пути ему встречается Федя с яблоками, у них завязывается разговор, ответить же предлагается на вопрос, сколько пирожных купил Коля, если у него не осталось сдачи? Подобрать правильный ответ можно, если не думать о том, какая абсурдная ситуация предложена для анализа. Только для этого нужно знать, сколько стоят сегодня булочки, пирожное и килограмм яблок.
Если сын и дочь не ходят за продуктами, не знают разницы в ценах на магазинные и ярмарочные фрукты, понятия не имеют о том, что они отличаются в зависимости от времени года, можно ли считать, что у них есть реальные представления о жизни и они знают, из каких мелочей складывается бытовая состоятельность. Вернуться к тому, что ушло из нашей жизни, ученые предлагают еще и потому, что в течение 70 лет нашему обществу насаждалась идеология, чуждая рыночным отношениям. Затем общество в одночасье превратилось в потребительское, одновременно зависнув в интернете. При таких обстоятельствах можно легко утратить навыки общения, анализа, значит, и выбора. 
Обучая их последнему, специалисты советуют избавиться от назидательного тона. Ребенок должен научиться делать осознанный выбор. Начать же можно с элементарного. Не заставлять выносить мусор, но выяснить, что он хочет сделать: «Вынести мусор или вымыть посуду?» «Убраться дома или поработать в саду?» Ребенок не сможет сказать «нет», так как сразу начнет выбирать, т.е. размышлять над тем, что ему будет выгоднее, удобнее, легче сделать. Таким элементарным образом и можно заложить в нем основы «практического анализа». Кому-то разговор на эту тему может показаться абсурдным или ненужным, но раз о ней начали говорить на государственном уровне, следовательно, и родители должны знать, что такое метапредметные навыки. Владеете ли вы ими? Конечно! Насколько хорошо? Ответьте, в каких случаях сумма двух единиц равняется трем? У нас три варианта ответа...
Алия Раимова.
КСТАТИ
Если на каждом уроке только три минуты будут уделяться метапредметным навыкам, то за 36 уроков в неделю новое качество мышления будет постепенно закрепляться. В течение месяца школьник более четырех часов будет занят увлекательным процессом.
Номер газеты:  №178-179 (от 24.10.2013)
Короткая ссылка на новость: http://uchalinka.ru/~gd7cg