И все навыки пригодятся

И все навыки пригодятся
25 Апреля 2014
Машинка-автомат стирает, мультиварка готовит, утюг распаривает, посудомоечная самостоятельно справляется с грязной посудой. 
При таком уровне автоматизации быта может быть и не стоит приучать детей к труду? Учитель технологии третьего лицея Нина Редина считает, что прививать школьникам навыки самостоятельной жизни необходимо обязательно, и уроки технологии в этом смысле оказывают родителям неоценимую помощь.
- Скажите, пожалуйста, отличаются ли отношением к труду школьники восьмидесятых годов от нынешних?
- Не бывает детей плохих, хороших или прирожденных лодырей. Они по сути своей любознательны и готовы учиться. Например, готовить. В последние годы не только девочки, но и мальчики любят экспериментировать на кухне. В нашем лицее учится школьник, который увлеченно печет торты и пирожные. Другое дело, что мы, взрослые, часто не берем во внимание это их качество и своим отношением сводим его на нет.
- Перемены, происходящие в обществе, жизнь родителей в режиме цейтнота сказываются на умениях детей?
- Конечно. Раньше они часто рассказывали о том, как красиво шьет бабушка или быстро вяжет мама. Теперь в семьях не вяжут и не шьют, а некоторые мамы не умеют даже иголку держать в руках.
- Плохо это или хорошо?
- Девочки 80-х были более заинтересованы в том, чтобы научиться делать что-нибудь самостоятельно, так как в магазинах практически ничего не было. Сегодня мы живем в эпоху потребительского изобилия, но у школьниц не исчезает интерес к рукоделию, так как им хочется выглядеть индивидуально. Уроки технологии помогают им развивать творческие способности.
- В семьях этому не уделяют внимания?
- У всех по-разному. Нередко девочки только в школе  узнают о том, как можно подшить юбку и как нужно держать иголку. Притом что дети сызмальства хотят многое знать и пытаются все делать сами, обстоятельства жизни меняются. Когда в свое время мои братья учились работать паяльником, им все сходило с рук: они прожигали и полы, и паласы. Сегодняшние мальчики живут в таких дорогих интерьерах, что не дай им бог испортить ламинат или обивку дорогой мебели.
- Что делать?
- Понять, что приобретенные в детстве навыки обустройства жизни намного важнее, и не бояться давать детям спицы, иголку и ножницы, доверять швейные машинки. Помните, умения, закрепленные в школе на тех же уроках труда, вдруг дают о себе знать во взрослой жизни. Многие начинают шить, вязать, вышивать и получают огромную радость, занимаясь рукоделием. К тому же у тех, кто умеет работать руками, то есть с использованием крючков и спиц, всегда хорошая память.
- Девочки не противятся тому, чему вы их учите на уроках технологии?
- Нынешние пяти-, шестиклассницы демонстрируют удивительное усердие. Я бы даже сказала, что они одарены трудолюбием. Им нравится учиться новому и видеть результаты приложенных усилий. Они могут часами сидеть в интернете, осваивая новые техники рукоделия. В седьмом классе учится Настя Баранова, которая очень любит шить и делать подарки родным, поэтому она успевает радовать и себя, и любимых маму с бабушкой. Восьмиклассница Лиана Ильясова серьезно занимается вокалом, при этом считает, что умение шить ей тоже может пригодиться. Мама поддерживает ее в обоих увлечениях.
- Не все родители занимают такую позицию.
- Бывает, что не понимают, почему девочек просят принести в школу ткань или пряжу, говорят: «Зачем нам этот фартук? Сходим в магазин купим». Дело не в том, нужен кому-то фартук или нет, пока девочка шьет, она учится аккуратно выполнять работу, если надо, переделывать и доводить ее до конца. Такие качества, как скрупулезность, усидчивость, необходимы и будущему бухгалтеру, и юристу, и ученому.
Я иногда говорю своим ученицам о том, что пока неизвестно, какую профессию они выберут в будущем. Но мамами будут наверняка и обязательно станут домохозяйками - у каждой будет и дом, и семья. Хозяйство легче вести тогда, когда ты с детства приучен наводить порядок, создавать уют и получать удовольствие от домашней работы. Если к ней относиться иначе, даже мытье посуды может стать мукой. Между тем, быт требует дисциплины и умения все делать быстро, аккуратно и вовремя.
Записала  Алия Раимова.
Номер газеты:  №61-62 (от 23.04.2014)
Короткая ссылка на новость: http://uchalinka.ru/~tdZZJ